СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ. 1942 ГОД.

Вопрос 202

В ноябре 1941 года, во время первого штурма Севастополя, немцы столкнулись с удивительной русской артиллерийской батареей. Она возникала словно из ниоткуда, наносила точный удар и бесследно исчезала.

Впрочем, очень скоро удалось рассмотреть неуловимую батарею. Это оказался бронепоезд, раскрашенный в камуфляжные цвета и оттого почти неразличимый. Сначала казалось, что справиться с ним будет несложно – гитлеровцы имели подавляющее превосходство в воздухе, и один удачный авианалёт мог бы все решить.

Однако поймать бронепоезд никак не удавалось – он умело маневрировал, используя рельеф местности, постоянно менял места стоянок и регулярно перекрашивался в наиболее подходящие для конкретной местности цвета камуфляжа.

Это был бронепоезд №5, он же бронепоезд «Железняков», построенный здесь же, в Севастополе на Севастопольском морском заводе. Он вышел из депо 4 ноября 1941 года, и тут же отправился в бой. Пять 76-мм орудий, два 82-мм миномета и 16 пулемётов – это серьёзная огневая мощь, особенно, если она способна применяться в самых неожиданных местах. Именно за эту способность и умение исчезать, словно растворяясь в воздухе, немцы прозвали бронепоезд «Зелёным призраком».

За все время обороны Севастополя «Железняков» совершил 140 боевых выездов, уничтожив до полутора тысяч гитлеровцев.

В июне 1942 года вражеским бомбардировщикам удалось завалить один из входов в Троицкий тоннель, где находился бронепоезд. Под завал попала одна из бронеплощадок. Отцепив её, бронепоезд вышел через оставшийся выход и продолжил боевые действия.

27 июня немцам удалось завалить последний оставшийся выход. Экипаж снял с бронеплощадок оставшееся вооружение и присоединился к гарнизону Севастополя.

В августе 1942 года немцы расчистили Троицкий тоннель и смогли восстановить и перевооружить «Железнякова». Он получил имя «Ойген».

В 1944 году при отступлении Севастополя бронепоезд был взорван.